ФОРСИРОВАНИЕ РУССКИМИ ВОЙСКАМИ ДУНАЯ в 1877 г.
ДЕЙСТВИЯ ДУНАЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕПРАВЫ
Атака русскими катерами турецких кораблей и потопление монитора «Сельфи» у Мачина в ночь на 14 мая 1877 г.
Переправа главных сил русской армии через Дунай у Зимницы 15—29 июня 1877 г Бой на минной позиции у Сулины 27—28 сентября 1877 г.

Одной из наиболее сложных задач после перехода русск. армии через границу Румынии являлось форсирование Дуная. Серьезное проти­водействие переправе могла оказать тур. речная флотилия (46 судов), включавшая в свой состав брон. мониторы, кан. лодки, вооруженные пароходы. Корабли были рассредоточены по всему Дунаю и поддерживались огнем крепостных батарей, расположенных на правом берегу реки.

План, принятый русск. верховным командованием, заключался в том, чтобы изолировать отряды кораблей противника минными заграждениями и при поддержке береговых батарей уничтожить их атаками катеров, вооруженных шестовыми минами. Для выполнения этого плана из состава Черноморского и Балтийского флотов были сформированы 2 отряда моряков, прошедших специальную подготовку: отряд гвардейского экипажа под команд кап.-лейт. Тудера и Черноморский флотский отряд под команд кап. 1 р. Рогули. Им были приданы 14 паровых минных катеров (скорость хода до 5—6 узлов, вооружение — шестовые и буксируемые мины), 17 гребных судов и другие вспомогательные средства. Еще до объявления войны катера и гребные суда из С.-Петербурга и Николаева были доставлены по железной дороге в Кишинев. На театр военных действий суда переправлялись по железной дороге, рекам, на подводах. В р-н нижнего Дуная они прибыли в середине апреля, на средний Дунай — в начале июня.

С первых дней войны русские моряки приступили к постановке минных заграждений на нижнем Дунае. Первое минное заграждение было поставлено 17—18.04 вблизи Рени. Тур. флотилия оказалась отрезанной от Черного моря. Минное заграждение, поставленное на р. Серет 19—21.04, защищало жел.-дор. мост через Дунай у Барбоши от арт. огня тур. кораблей. Защита минных заграждений обеспе­чивалась береговыми батареями, установленными у Рени, Барбоши, Браилы и в других местах

Несмотря на превосходство сил, противник не оказывал серьезного сопротивления действиям минеров, ограничиваясь периодическим обстре­лом русск. позиций у Браилы и Рени. 29.04 ответным огнем русск. батарей был потоплен тур. брон. корвет «Лютфи Джелиль», получивший попадание снаряда в не защищенную броней палубу.

Чтобы обеспечить русск. позиции у Браилы от дальнейших нападений тур. кораблей, базировавшихся на Мачин, было решено заградить минами Мачинский рукав с севера и юга. К 5.05 под сильным неприятельским огнем русские моряки закончили постановку минного заграждения в сев. части Мачинского рукава, к 7.05 — в главном русле Дуная южнее Браилы. Кроме того, было принято решение произвести атаку минными катерами тур. кораблей у Мачина и тем предотвратить возможность их прорыва в район предполагаемой переправы русск. войск.

В ночь на 14.05 катера лейт. Дубасова «Царевич», лейт. Шестакова «Ксения», мичмана Персина «Джигит» и мичмана Баля «Царевна» в строю кильватерной колонны вошли в Мачинский рукав. Около 2 ч. 30 м. катера обнаружили корабли противника. Один из них, однобашенный монитор «Сельфи», стоял посреди реки, слева от него находился пароход «Килиджи Али», немного правее и впереди — брон. кан. лодка «Фетх уль Ислам». Для сокращения интервала катера пере­строились в две колонны и атаковали монитор «Сельфи». Подойдя к монитору, катер «Царевич» ударил шестовой миной в его кормовую часть с левого борта с тем, чтобы лишить противника подвижности и одновременно вывести из строя расположенные здесь орудия. Монитор, получив повреждение, осел кормой. Вслед за «Царевичем» он был атакован с левого борта катером «Ксения», который взорвал свою мину почти против башни. После второго взрыва монитор стал быстро погру­жаться в воду. Атака проходила под ожесточенным, но беспорядочным артиллерийским и ружейным огнем противника, не причинившим русск. катерам никакого ущерба. С рассветом они благополучно возвратились в Браилу. Гибель монитора «Сельфи» парализовала противника в самый важный пдриод подготовки переправы русск. войск через Дунай.

Воспользовавшись этим, русские минеры 27.05 поставили мины у Хыршовы, а 28.05 заминировали южный выход из Мачинского рукава. Таким образом, к концу мая весь район нижнего Дуная от Рени до Хыршовы был очищен от тур. кораблей и контролировался русскими.
В начале июня русские приступили к обеспечению переправы главных сил армии на среднем Дунае, в р-не Никопол — Свиштов. Под прикрытием береговых батарей, установленных у Парапана (3.06), Корабии (9.06), Джурджу (10.06), Турну-Мэгуреле (13.06) и в устье р. Олт (14.06), катера приступили к одновременной постановке минных заграждений западнее и восточнее намеченного участка переправы. Для этого суда флотилии были разделены на две партии и к началу июня подвезены из Кишинева к Дунаю: одна — к Корабии, другая — в р-н дер. Парапан. С 8 по 17.06 осуществлялась постановка мин в р-не о. Мечка (против Парапана), к 12.06 были поставлены мины у Корабии, к 15.06 — у Флэмынды. Таким образом, к середине июня участок пере­правы Свиштов — Никопол был огражден минами с обоих флангов. Все попытки противника помешать минным постановкам были отражены огнем батарей и активными действиями минных катеров.

Русск. войска могли теперь осуществить переправу через Дунай, не опасаясь помех со стороны тур. флотилии. После успешной демонстра­тивной переправы Нижнедунайского отряда 10.06 в р-не Галац — Браила в ночь на 15.06 началась переправа главных сил русск. армии на среднем Дунае. При подготовке переправы большое внимание было обращено на сохранение в тайне района и времени переправы. Чтобы ввести противника в заблуждение, русск. батареи в течение трех дней обстреливали Рущук и Никопол. Войска стали подходить к месту переправы (Зимнича — Свиштов) только 14.06. Эти меры предосторож­ности полностью дезориентировали турок, которые на участке переправы имели незначительные силы: 770 чел. в Свиштове, 3,3 т. чел. у Вардима. Тур. войска, находившиеся в Рущуке (21,2 т. чел.) и в Никополе (9,8 т. чел.), не смогли бы вовремя подойти к месту переправы и помешать ей.

Первым форсировал Дунай 15.06 (на железных понтонах) под при­крытием огня береговых батарей отряд ген. Драгомирова. В его задачу входило захватить и расширить плацдарм на правом берегу для пере­правы главных сил армии. К 15 ч. отряд занял и укрепил Свиштовские высоты и Свиштов. К вечеру 15.06 на правый берег было переправлено до 30 т. чел.
В тот же день, 15.06, под сильным огнем тур. батарей, установленных в Никополе, русские моряки начали доставку к месту переправы мате­риалов для постройки моста. К вечеру 19.06 мост был наведен. Он соеди­нил о. Ада с румынским и болгарским берегами и дал возможность главным силам русск. армии ускорить переправу. К концу июня на правом берегу Дуная было сосредоточено четыре корпуса. Попытки отдельных тур. кораблей помешать форсированию Дуная были отражены решительными действиями минных катеров, прикрывавших подступы к переправе.

После перехода главных сил русск. армии через Дунай характер действий русск. флотилии на Дунае несколько изменился. Почти прекра­тились боевые столкновения катеров с тур. кораблями, запертыми мин­ными заграждениями в своих базах. Главная задача флотилии состояла теперь в охране мест переправы, в усилении ранее поставленных мин­ных заграждений и в постановке новых на случай прорыва неприятель­ских кораблей.
Опасаясь за свои сообщения на Дунае, русск. командование приняло решение занять важную морскую и речную базу противника — порт Сулину. Выполнение этой задачи было возложено на Нижнедунайский отряд, в помощь которому была придана специально сформированная для этой цели флотилия кап.-лейт. Дикова (2 ВС, 1 ПХ, 2 ПБА, 4 КА). 28.07 флотилия Дикова под прикрытием эскадры Черноморского флота перешла из Одессы в Килийское гирло. Для обеспечения своего тыла от нападения кораблей противника с моря флотилия в первой половине августа поставила минные заграждения в Сулинском и Георгиевском гирлах. 26.09 она заняла позицию у минного заграждения в Сулинском гирле.

Ввиду того, что характер местности в р-не Сулины (плавни и болота) не позволял войскам подойти к городу, было решено ограничиться только действиями флотилии. Ее состав был увеличен, она включала 2 буксирных парохода, 3 шхуны, 7 минных катеров, 2 плавучих мортир­ных батареи.

Оборону Сулины обеспечивали 3 тур. береговые батареи, боны, мин­ные заграждения, прикрывавшие подходы к городу с моря и со сто­роны Дуная. К концу сентября в Сулине находились 4 тур. броненосца, стоявших выше и ниже города, кан. лодка и вооруженный пароход.

Русск. командование выработало для флотилии следующий план дей­ствий: поставить минное заграждение вблизи города и под его прикры­тием вести по тур. броненосцам интенсивный огонь, стремясь или уничтожить их, или заставить отойти от города.

В ночь на 27.09 русск. катера поставили минное заграждение в районе 2-ой мили. На рассвете 27.09 отряд судов Дикова взял курс на Сулину и, подойдя к 6-ой миле, обнаружил приближавшиеся корабли противника (пароход «Картал» и кан. лодка «Сунна»). Русск. шхуны «Ворон», «Утка» и «Лебедь» вышли вперед и открыли огонь, по подходившим кораблям. Пароход «Картал», не выдержав огня, повернул назад, а кан. лодка, наскочив на одну из поставленных катерами мин, затонула. Гибель кан. лодки заставила тур. командование отказаться от активных действий броненосцев.

Утром 28.09 отряд Дикова занял позицию у минного заграждения (между 2-ой и 3-ей милями), поставленного катерами в ночь на 28.09, и открыл огонь по ближайшим тур. броненосцам. Около 9 ч. 30 м. выстрелом со шхуны «Ворон» был поврежден бр. «Хивзи Рахман», который, прекратив стрельбу, вышел из зоны огня и стал у выхода в море. Вскоре бр. «Муккадем Хайир» также прекратил огонь и укрылся за насыпью под защитой береговых батарей, обстреливавших все подходы к рейду.

Русск. флотилия по приказу командования возвратилась в Килийский рукав.

«Морской атлас», том III, военно-исторический, часть первая, описания к картам. Издание ГШ ВМФ, 1959