Грот «Генерала Гранта»

Из книги «По следам морских катастроф» Л.Н.Скрягин, М., Морской транспорт, 1961

Если посмотреть внимательно на карту Индийского океана, то немного южнее Новой Зеландии, на широте мыса Горн, можно заметить цепь небольших островов. Основные из них — Маккуори, Кэмпбел, острова Антипо­дов и острова Окленд. К группе последних относится де­сяток совсем небольших островков, которые, как прави­ло, на мелкомасштабных картах не обозначаются. Наи­более крупными из островов этой группы являются сам остров Окленд, острова Заячий и Разочарований. Во времена парусного флота они почти никем не посеща­лись, если не считать отдельных китобоев. Ввиду их не­обитаемости, суровой и дикой природы и подверженно­сти сильным ветрам Антарктики, моряки никогда не приставали к этим островам и, плавая в зоне пассатов между мысом Горн и Новой Зеландией, использовали их лишь как ориентир. Да и в наши дни сюда, кроме науч­ных метеорологических экспедиций, редко кто заходит.

Но с 1866 года один из небольших островов группы Окленд стал пользоваться широкой популярностью сре­ди кладоискателей. Вот как это произошло... 4 мая 1866 года американский трехмачтовый парус­ник «Генерал Грант» вышел из австралийского порта в Лондон. В этот год начавшаяся в Австралии «золотая лихорадка» достигла апогея, и «Генерал Грант», как почти все американские суда, посещавшие австралийские порты, вез в своих трюмах, помимо тра­диционного груза шерсти, золотую россыпь.

Правда, в судовых документах «Генерала Гранта» золото официально не значилось, а было только записа­но, что наряду с другим грузом на борту судна находят­ся два ящика цинка. Многие капитаны и грузовладель­цы в те времена часто прибегали к такой уловке, опа­саясь нападения пиратов в Южном океане. Счета же Мельбурнского банка свидетельствовали о том, что на парусник была погружена золотая россыпь на сумму в сто шестьдесят пять тысяч фунтов стерлингов. Золото, которое перевозилось на судне контрабандой, разумеет­ся, не могло быть учтено. Но, несомненно, что оно было на «Генерале Гранте» так же, как и на каждом судне, отправлявшемся во время «золотой лихорадки» из порта Виктория. К тому же на паруснике возвращались в Ев­ропу шестьдесят восемь золотоискателей, которые, нуж­но полагать, покидали Австралию не с пустыми карма­нами.

Подгоняемый сильным пассатом, «Генерал Грант» под командованием известного американского капитана Лохлина уже 13 мая приближался к берегам Новой Зе­ландии, куда ему надлежало зайти на своем пути. Скоро впередсмотрящий сообщил, что видит землю. Это был остров Разочарований.

К десяти часам вечера ветер неожиданно стих, пару­са безжизненно повисли на реях. Но судно медленно продолжало двигаться по течению. Вскоре по правому борту был замечен еще один остров. Незаметно под дей­ствием течения «Генерал Грант» все ближе и ближе под­ходил к скалистому обрывистому острову. Казалось, ка­кая-то таинственная сила влечет парусник к мрачному безлюдному берегу.

Якорь к отдаче приготовить не успели, и судно дни­щем ударилось о подводные скалы. Через несколько ми­нут упал за борт, повиснув на цепях ватерштага, утле­гарь. Под действием сильного течения «Генерал Грант» развернулся и ударился ахтерштевнем о подводные камни. Руль был потерян, и корабль всецело попал во власть течения, которое потащило его в огромный грот, зиявший в нескольких десятках метров на скалистом от­косе острова. Как заколдованный, парусник вошел носом в гигантский грот. Одна за другой начали ломаться стеньги корабля, в непроницаемой мгле на его палубу посыпались камни и обломки скал. Обезумевшие от ужаса пассажиры заметались по палубе. Многие из них погибли от ударов тяжелых камней. Положение «Гене­рала Гранта» становилось безнадежным: вода быстро заливала трюм через пробоины в носу и корме; глубина под килем была не менее двадцати пяти саженей.

С большим трудом удалось спустить на воду две шлюпки, в которые успели сесть всего лишь пятнадцать человек. На следующий день они высадились на скалис­тый берег острова Разочарований, где они нашли остав­ленные китобоями постройки, топоры, гвозди и прочую утварь. Питаться приходилось мясом диких коз, в изо­билии населявших остров, и котиками. Через несколько месяцев четыре смельчака на шлюпке отправились к юж­ному острову Новой Зеландии. С тех пор о них не было никаких вестей.

Китобои весьма справедливо назвали этот кусок су­ши островом Разочарований... Иногда совсем рядом про­ходили суда, не обращая никакого внимания на разож­женные костры потерпевших кораблекрушение. Вскоре заболел и умер один из пассажиров. Люди теряли вся­кую надежду на спасение. Лишь через восемнадцать ме­сяцев десять оставшихся в живых были сняты с острова ново-зеландским китобойным судном.

Весть о необычайной гибели «Генерала Гранта»обле­тела весь мир. И вот к островам Окленд, как мухи к меду, потянулись искатели затонувших кладов. Первым прибыл капитан ново-зеландского буксира «Саутленд». Взяв с собой одного из уцелевших очевидцев корабле­крушения, он разыскал грот, однако войти в него побо­ялся из-за сильной мертвой зыби. В ожидании хорошей погоды буксир истратил весь запас угля и вынужден был вернуться в порт.

Вторая попытка найти «Генерал Грант» была пред­принята через год. 23 марта 1870 года из ново-зеланд­ского порта Инверкаргилл на поиски затонувшего судна вышла небольшая шхуна «Дафния» под командованием капитана Уолласа. На ее борту также находился один из пассажиров последнего рейса «Генерала Гранта» Экспедиция закончилась трагически: во время поисков в гроте в море начался шторм, и «Дафния», рискуя быть выброшенной на прибрежные скалы острова, оставив на произвол судьбы шлюпку с шестью членами экспедиции, ушла в открытое море. Через три дня, когда море стих­ло, она вернулась к острову, но шлюпка бесследно ис­чезла. Печальные вести принесла «Дафния» в Инверкар­гилл.

Однако никакие жертвы не могли остановить жадных до наживы кладоискателей. Уже через семь лет, в 1877 году к острову Окленд направляется следующая экспедиция. Несколько предприимчивых австралийцев на яхте «Газель» во время крупной зыби, рискуя жизнью, вошли в грот. Но многодневные поиски водолазов не да­ли ожидаемых результатов. Было обнаружено лишь не­сколько деревянных обломков корабля. Начавшиеся штормы заставили австралийцев вернуться домой.

Одна за другой проваливались попытки добраться до зо­лота «Генерала Гранта», тратились средства, лопались, как мыльные пузыри, надежды на быстрое обогащение, гибли люди. Дело о сокровищах затонувшего корабля начинало принимать мистический характер, катастрофа «Генерала Гранта» вошла в летопись кораблекрушений как одно из самых загадочных происшествий на море.

Тем не менее, трагическая судьба погибших на нем людей уже давно перестала волновать сердца австра­лийцев, американцев и ново-зеландцев. Золото, только одно, золото, как магнитом, притягивало к себе людей, и экспедиции в «Грот Генерала Гранта» (как он теперь стал называться) организовывались в среднем каждые три года. В 1893 году в Новой Зеландии была соз­дана даже компания по поискам сокровищ «Генерала Гранта». В 1913 году группа американских дельцов создала «Американскую глубоководную исследовательскую ком­панию штата Аризона». Какое отношение имел амери­канский штат Аризона к острову Окленд, сказать, конеч­но, трудно. Тем не менее, это предприятие просущество­вало несколько лет, так и не найдя «Генерала Гранта».

Впоследствии кладом опять занимались американцы, австралийцы, ново-зеландцы и англичане. После окончания второй мировой войны золото этого подводного кла­да стало оцениваться уже в два миллиона фунтов стер­лингов. За последние девяносто пять лет в «Гроте Ге­нерала Гранта» побывало более тридцати экспедиций. Последняя попытка относится пока к 1958 году. Кто зна­ет, на что способны искатели затонувших кладов, сколь­ко попыток они еще предпримут.

Другой рассказ об этой и других катастрофах на островах Окленд