В Шлиссельбурге, на берегу Невы, установлен скромный памятный знак. На нем перечислены корабли и суда, погибшие на Ладоге в ходе Великой Отечественной войны.

Даты и обстоятельства гибели некоторых из них были мне известны более или менее подробно, про другие я никогда ничего не слышал.

В результате поиска в интернете и в книгах удалось выяснить события, касающиеся всех перечисленных военных кораблей и катеров, а так же большей части транспортов.

По одним есть довольно много информации в разных источниках, по другим - единичные упоминания без подробностей.

По баржам информации немного, хотя именно с баржами связана трагедия 17 сентября 1941 года, унесшая больше жизней, чем за все дни войны на Ладоге, вместе взятые.

Список кораблей и судов

КЛ «Олекма» - бывшая грунтоотвозная шаланда, построена в 41 г в Германии ("Дойче Верфт АГ", Гамбург). С 17.07.1941 г. в составе Ладожской флотилии. 5.10.1941 г. погибла от попадания авиабомбы противника, позднее поднята.

СКР «Пурга» - сторожевой корабль типа «Ураган», построен в Ленинграде, вступил в строй в 1936 году, входил в состав КБФ. 20.07.41 перешел на Онежское озеро, участвовал в высадке десанта севернее Видлицы, затем был включен в состав ЛВФ. Потоплен авиацией в районе Осиновца 1.09.1942 г., поднят 22.07.1943 г. По одной версии, был восстановлен в конце войны, по другой механизмы «Пурги» использованы для восстановления однотипного СКР «Вихрь». На дне Ладоги осталась носовая часть корабля (оторвалась при попадании бомбы) и другие обломки.

ТЩ «Норек» (№ 171) - бывший речной буксир. Построен в 1910 г. 2.08.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 19.08.1941 г. включен в состав КБФ. Погиб 30.11.1941 г.

ТЩ №122 – бывший речной буксир «Сом». 17.09.41 атакован авиацией противника во время спасения бойцов с разбитой штормом баржи. От прямого попадания авиабомбы сел на грунт, поднят.

ТЩ №126 – переоборудован из буксира типа «Ижорец». 10.04.1943 г. затонул в Волховской губе после подрыва на мине. Тральщик проводил поиск и разминирование фугасов, установленных противником на льду реки. Экипаж погиб. 15.05.1943 г поднят, отремонтирован и введен в строй.

МО №174 – бывший пограничный катер типа МО-2, потоплен полевой артиллерией 30.08.41 на переходе от Ленинграда к Ивановским порогам

МО №175 - бывший пограничный катер типа МО-2, потоплен артогнем корабля противника у о-ва Коневец 8.10.1942 г.  Отряд кораблей и  катеров противника направлялся к о-ву Сухо, но операция была отложена.

МО №196 - катер типа МО-4, потоплен артогнем у Шлиссельбурга 27.09.41 г.

МО №202 – катер типа МО-4, потоплен артогнем у Ивановских порогов 30.08.41 г.

МО №216 – катер типа МО-4, затерт льдами в бухте Морье 27.11.41 г.

БК №97 – бронекатер типа «1124», потоплен артогнем у Ивановских порогов 30.08.41 г.

БК №98 – бронекатер типа «1124», Потоплен 25.07.1941 г. артиллерией противника при высадке десанта на о. Лукулунсари.

Спасательное судно «Водолаз» – погибло 5.10.41 (бомбежка)

Катера «КМ-1403» и «Я-313» – погибли 7.10.41

«Вилсанди» (Транспорт ЛВФ, на знаке ошибочно отнесен к СЗРП) - затерт льдами и раздавлен 06.04.43 недалеко от Кобоны при попытке начать навигацию. Осенью 43-го судно поднято и восстановлено.

«Козельск» (буксир), «Войма», «Мичурин» затонули в шторм 17.09.41, "Козельск" поднят осенью 41-го.

Буксиры Ижорец №№ 4, 9, 10 – затерты льдами 20.11.41

"Щорс" погиб 24 сентября 41-го

"Узбекистан" (буксир) 5 сентября 42-го (бомбежка). Экипаж погиб.

По судам "Первый номер", "Чистополь", "Тамбов" и "Ленинградская правда" данных пока не нашел.

Баржа № 752 погибла в шторм 17 сентября 41-го года. Точно не известно количество людей, находившихся на этой барже, предположительно это около 1200 человек, из них только 240 было спасено.

В тот же день в шторм погибли баржи с бойцами двух батальонов и боеприпасами, следовавших в Ленинград, спасение людей осложнялось бомбежкой и пушечно-пулеметным обстрелом с самолетов. Погибло более 300 человек.

Есть сведения о гибели в тот же день самоходного судна "Калинин" (на знаке не указан).

С 14 по 18 сентября штормом в Осиновце было разбито 12 барж.

4 ноября 1941 года самолетами противника был тяжело поврежден СКР "Конструктор" (бывший эскадренный миноносец "Сибирский стрелок" постройки 1906 года), погибло около 200 эвакуируемых и членов экипажа корабля

Некоторые пояснения

В популярных источниках зачастую все перевозки по Ладожскому озеру относят на счет Ладожской военной флотилии. На самом деле грузы перевозили буксиры и баржи СЗРП, а так же канонерские лодки и дргуие корабли флотилии. После 17 сентября 41-го перевозка людей на баржах была запрещена, эвакуируемых ленинградцев и войска перевозили только на самоходных судах, а т.ч. транспортах и боевых кораблях ЛВФ.

Часть буксиров и барж СЗРП несли вооружение и в их экипажи входили военные моряки. На озерных буксирах устанавливали 45-мм зенитную пушку, на стальных баржах - по два крупнокалиберных пулемета.

Словарик сокращений

КЛВФ - Краснознаменная Ладожская военная флотилия

СЗРП - Северо-Западное речное пароходство

КЛ - Канонерская лодка

СКР - Сторожевой корабль

ТЩ - Тральщик

В составе ЛВФ были тральщики, переоборудованные из буксиров разных типов. Вооружались одной-двумя пушками 45-мм, пулеметами 12,7 и 7,62 мм

Тральщик №100 сохранен как памятник ЛВФ в Новой Ладоге. Там же стоит буксир "Харьков" ("Морской лев")

БК - Бронекатер

Были разных типов, вооружались одной-двумя пушками калибра 76,2 мм в башнях танка Т-34 и пулеметами.

МО - Малый охотник (за подводными лодками). Имелось несколько разных типов катеров, наиболее известный МО-4. Иногда их неправильно называют "Морской охотник"

КМ и Я - типы небольших катеров

Источники информации

"Корабли ВМФ СССР накануне и в годы
Великой Отечественной войны" Сайт-справочник А.Хоменко

Русаков З. Г. "Нашим морем была Ладога"

Ковальчук В. М. "Ленинград и Большая Земля"

Непомнящий Н. Н. "Военные катастрофы на море"

А.Б.Морин А.А.Чернышев Сторожевые корабли типа «Ураган»

Лукницкий П.Н. "Ленинград действует"

Александр Дроздовский. 2009 г. (фото 2007 года)