Небольшая экскурсия по "старому" Военно-морскому музею, фотографии и текст начала 2010 года. Сейчас музей перенесен в бывшие Крюковы казармы на Благовещенской площади

Центральный Военно-морской музей расположен на стрелке Васильевского острова, в здании бывшей биржи. В музее за многие годы собрана уникальная коллекция образцов вооружения, моделей, знамен, наград, фотографий и документов. Далеко не все экспонаты представлены в постоянной экспозиции, некоторые можно видеть на временных выставках в самом музее. Кроме того, изредка большие выставки из запасников проводят в выставочном зале "Манеж".

Экспонаты начинаются уже на лестнице, ведущей к залам, самый крупный из них - баллистическая ракета, стоявшая на вооружении подводных лодок-ракетоносцев, в том числе еще дизельных.

При входе в главный зал музея посетителей встречает памятник основателю российского флота

В первом зале собраны наиболее интересные экспонаты. Описания некоторых из них приведены ниже:

Ботик Петра I  - "Святой Николай" - небольшая яхта с парусным вооружением и 4-мя веслами, построенная еще в 1640-х годах. Петр использовал ее для обучения управления парусами на Просяном пруду в Измайлово (где и обнаружил ботик). В дальнейшем ботик использовался в парадах Балтийского флота и по велению Петра оставлен на вечное хранение. Петр завещал хранить многие свои корабли, в т.ч. большие линейные, но повезло только двум ботикам - этому и боту "Фортуна" на Плещеевом озере. Для хранения ботика был построен специальный павильон в Петропавловской крепости, сейчас в нем хранится современная реплика, используемая в морских парадах.


Модели масштаба 1:12 - в экспозиции музея представлены 8 уникальных моделей в большом масштабе (такого количества нет ни в одном музее мира). Среди моделей - винтовые линейные корабли, фрегат, корвет, колесный пароходофрегат "Владимир", парусные корабли. 

Подводная лодка Джевецкого - в 1880-х годах по проекту изобретателя Джевецкого были построены 50 миниатюрных подводных (фактически "погружаемых") лодок. Они имели мускульный привод (по типу велосипедного) и вооружение из мины, которую надо было подводить под днище вражеского корабля. При кажущейся несерьезности такого предприятия похожим образом был потоплен корабль северян еще в годы гражданской войны в США
В дальнейшем некоторые лодки были переделаны, снабжались электроприводом (как лодка, представленная в музее), торпедными аппаратами. Некоторые корпуса использовали в качестве бакенов.


Револьверная пушка Гочкиса - праобраз автоматической пушки. Перезарядка оружия осуществлялась при помощи механического привода (вращением рукоятки), патроны вставлялись в лоток сверху орудия. Для поддержания высокой скорострельности требовались трое человек - один наводит пушку, один вращает рукоятку, один заряжает снаряды в лоток, но мог обслуживать орудие и один человек. Пушка калибром 37-мм стреляла полукилограммовыми снарядиками, содержавшими всего 20 грамм порохового заряда и были предназначены для борьбы с минными катерами, вооруженными шестовыми, буксируемыми, метательными минами, а потом и торпедами. Выпускалось и более мощное орудие, калибра 47 мм. Подобную конструкцию имели и митральезы (картечницы), стрелявшие винтовочными патронами.

Один из первых образцов наступательного минного оружия - шестовая мина

Бронзовая корабельная пушка 18 века

Экспонаты в других залах

75-мм пушка Кане обр. 1895 года - очень распространенное в российском флоте орудие. Им вооружались эскадренные миноносцы, на крейсерах и броненосцах они составляли "противоминный" калибр (т.е. для борьбы с миноносцами). Впрочем, поначалу эти орудия считались пригодными и для боев с крупными кораблями, например крейсер "Аврора" был поначалу вооружен 24-мя такими пушками, при этом 6-дюймовых пушек было всего 8 (сейчас на "Авроре" 14 шестидюймовок, а вот трехдюймовок Кане не осталось вовсе). В годы Первой Мировой  и Гражданской войны 75-мм орудия часто использовали для вооружения вспомогательных кораблей и судов, в качестве главного калибра на речных канонерках. Позднее, в 20-х годах, переланные пушки устанавливали на кораблях в качестве зенитных.

Представленное в музее орудие было одним из 4-х, установленных в 20-е годы на сторожевом корабле "Красный вымпел" (корабль сохраняется как музей во Владивостоке)

Истребитель И-16 - самолет, на котором летал дважды Герой Советского союза Б.Ф.Сафонов. Первоначально самолет был вооружен 4-мя скорострельными пулеметами ШКАС (7,62 мм 1650-1800 выстрелов в минуту), позднее крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушками ШВАК. И-16 в разных модификациях выпускался до 1940-го года, но к тому времени уже морально устарел, скорость лучших моделей у серийных машин едва превышала 450 км/час. Сафонов с И-16 пересел на ленд-лизовские машины и в последний бой пошел на американском P-40

Носовая фигура корабля